Побеги, уходы, бродяжничество, прогулы у детей и подростков
«Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу...» Надин де Ротшильд
За последние годы все чаще дети начали убегать из дома. Побег из дома - это форма протестного поведения детей, особенно подросткового возраста. Содержанием же является эмоциональное неблагополучие ребенка. Побег из дома - это всегда попытка бегства от проблемы, это всегда крик о помощи... Очень редко встречаются побеги из дома без причин, когда дети под влиянием друзей уходят из дома на один - два дня в поисках новых впечатлений и приключений.
Наиболее часто сами подростки называют такие причины: родители уже «достали», все хотят контролировать (около 50%); боязнь наказания за проступок (около 25%); потребность обратить на себя внимание (около 20%); скука и тоска (около 5%).
По классификации побегов детей, предложенной А.Е. Личко, для воспитанников детских учреждений причинами побегов являются: мотивированные - желание избавиться от опеки (45%), импульсивные - в случаях жестокого обращения (26%), демонстративные - привлечь внимание (20%), побеги любителей экстрима - желание получить всплеск эмоций (7%).
Желание избавиться от опеки и контроля взрослых наиболее характерно для 12-15-летних. Обычно на побег толкает не страх перед взрослыми, а желание освободиться от надзора. В этом случае подростки могут убежать достаточно далеко, для них важно не быть обнаруженными. Опека родителей воспринимается подростками как контроль и подавление. И в таком случае побег из дома -это попытка жить по своим правилам и «со своим личным шкафом, куда никто не залезает». Потребность в личном пространстве естественна для взрослеющего и взрослого человека.
Поведенческая реакция подростка в виде уходов из дома, побегов из детских учреждений может быть мотивированной и немотивированной.
Мотивированная поведенческая реакция ухода обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался подросток (к примеру, побег из летнего лагеря, где подростка унижали сверстники, или уход из дома после серьёзного конфликта в семье). Другое дело, что это не самый лучший способ реагирования, но если подросток реагирует именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания. В психологии уход - форма психологической защиты, при которой человек неосознанно избегает психотравмирующей ситуации. Своего рода «страусиная политика». Действительно, уход из ситуации дает временное облегчение, но при этом довольно часто остаются нереализованными стратегические цели и не удовлетворены существенные потребности и желания, что является поводом для последующих глубоких душевных переживаний.
Иногда у детей-сирот наблюдается нарушение способности планомерно мыслить, выстраивать логические выводы. Как следствие - неумение конструктивно решать споры, выходить из конфликтных ситуаций. Дети более агрессивны, часто стремятся обвинить окружающих, не желают признать свою вину. Дети-сироты подросткового возраста негативно относятся к тому, что они являются воспитанниками детского дома. Один из травмирующих и опасных периодов в становлении личности - когда ребенок стесняется или стыдится своего статуса. Внешне все кажется вроде безмятежным и благополучным. И вот наступает критический момент - ребенок хочет покинуть детский дом, чтобы перестать быть «детдомовцем».
Задача замещающих родителей, воспитателей, педагогов, психологов и психотерапевтов в этом случае - расширить эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка, т.е. научить его разнообразным стратегиям поведения (к примеру, обратиться к администрации лагеря, позвонить родителям, написать заявление в милицию - в первой ситуации; научиться отстаивать свои права и соблюдать права родителей или обратиться за помощью к классному руководителю в школе, к другим родственникам - во второй, но не убегать в «никуда» и не подвергать свою жизнь и здоровье опасности).
Мотивированная реакция ухода по психологически понятным причинам возникает как ситуационная характерологическая реакция на фоне острой психической травмы (пережитого стресса) у условно здоровых детей и подростков (причинами могут быть реагирование на потерю, острый конфликт со значимыми людьми, острое проявление в характере родителей деспотичности и авторитаризма, неблагополучная социально-бытовая обстановка: родители страдают алкоголизмом или наркоманией, вовлечены в криминал, острый эпизод насилия со стороны родителей).
У подростков с акцентуированными чертами характера психологически понятная причина, как правило, есть, но степень реагирования подростка не соответствует силе воздействия психической травматизации.
Психическая травматизация в этих случаях носит, чаще всего, хронический характер (безнадзорность, низкий социальный статус семьи, депривация - неудовлетворение базовых потребностей ребенка, повторяющиеся эпизоды насилия). Реакции ухода возникают у акцентуированных личностей как обдуманные с предварительной подготовкой и продумыванием деталей побега (планируемые - как реакция эмансипации или демонстративная реакция) или импунитивные (совершенные под воздействием момента в состоянии выраженного аффекта без обдумывания и подготовки).
У астеничных (детей быстро утомляемых, раздражительных, склонных к депрессиям и ипохондрии), эмоционально-лабильных (склонных к резкой смене настроения в зависимости от ситуации), сенситивных (повышенно впечатлительных, боязливых, с обостренным чувством собственной неполноценности) реакции ухода могут быть проявлением пассивного протеста (сверхценное переживание обиды или страх перед наказанием);
у гипертимных (постоянно находящихся в приподнятом настроении, с повышенной психической активностью с тенденцией размениваться и не доводить дело до конца) и аффективно-возбудимых - выступать как реакция эмансипации, желание «пожить свободной жизнью»;
у шизоидных (отгороженных, замкнутых, эмоционально холодных) как реакция избегания общения;
у истероидных (склонных к вытеснению неприятных фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству) - как демонстративная реакция с целью привлечения внимания;
у неустойчивых (склонных поддаваться чужому влиянию, ищущих новых впечатлений, поверхностно общительных) - как проявление сенсорной жажды (потребности в получении новых ощущений – желание увидеть, услышать, попробовать, прочувствовать что-то новое), повышенной подражаемости и внушаемости, что является в свою очередь одним из проявлений психического инфантилизма – «детскости в поведении и суждениях» (уходы из школы от регламентированного режима, требований, некритичность к своим поступкам).
Реакции ухода у подростков, страдающих стойкими аномалиями характера (психопатиями), проявляются в моменты декомпенсации психопатии. Уходам и побегам может предшествовать какая-либо психологическая травма, однако при психопатиях подросток привычно (однотипно) реагирует на любую психологическую травму (или на те ситуации, которые он расценивает как психотравму) - мотивированные уходы становятся привычными (стереотипными) - формируется «привычка», когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать. Когда это происходит, то можно говорить о том, что мотивированные уходы начинают превращаться в немотивированные.
Таким образом, мотивированные уходы могут быть у условно здоровых, у акцентуированных лиц и у страдающих формирующейся или стойкой аномалией характера.
Страсть к бродяжничеству или дромомания (от греческого «дромос» -путь, бег) - это непреодолимое желание человека, во что бы то ни стало покинуть свой дом. Причем такие люди не имеют какого-либо адресата или маршрута. Человек, страдающий этой болезнью, может просто сесть в любой транспорт и уехать в неизвестном направлении. В таком состоянии человек никогда не думает о последствиях такого шага. Причем больной с легкостью расстается со своими родными и близкими, а также деятельностью, которой он занимался. Все что ему нужно - это бродяжничать.
Немотивированные уходы - это патология, возникает в рамках каких-либо психических расстройств. Немотивированные уходы и побеги психологически непонятны окружающим и могут быть совсем не связаны с ситуацией, в которой находился подросток перед уходом или побегом. К примеру, вдруг, на фоне полного благополучия, подросток собирается и исчезает «погулять», и гуляет несколько дней или даже недель. Такой уход возникает чаще на фоне нарушений в сфере влечений (вплоть до импульсивного непреодолимого стремления к уходу - дромомания), неодолимой жажды приключений (расстройства эмоционально-волевой сферы).
Реакции уходов и побегов могут возникнуть у детей и подростков, имеющих особенности психофизического развития.
Иногда внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения или, напротив, на фоне необъяснимо повышенного настроения, причём это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией (такие нарушения могут быть проявлением аффективных нарушений, дисфории или депрессии). Наконец, уходы и побеги могут быть проявлением психического заболевания (эпилепсия и эпилептиформные состояния, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, деменция).
Степень тяжести синдрома уходов и бродяжничества определяется следующим образом:
легкая:
• не более чем на 7 дней 1 раз в месяц;
•ночное посещение компьютерных клубов, попрошайничество, прогулы;
• критика частичная, нет противоправных действий, нет аддиктивного поведения, встречается при ситуационных личностных реакциях;
средняя:
• уходы на 2-3 недели, 1-2 раза за 2 месяц;
• попрошайничество, жизнь в подвалах, чердаках;
•противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность, без критики, встречается при смешанных специфических расстройствах развития, формирующихся аномалиях характера (психопатиях), умственной отсталости.
Тяжелая:
• уходы на 1-2 месяца, 2 раза за 6 месяцев
•асоциальная жизнь, противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность
•невозможность контролировать своё поведение - встречается при психических заболеваниях.
Что могут делать замещающие родители , чтобы предупредить ситуацию уходов и побегов подростков из дома?
1. Принятие факта, что подросток - уже не ребёнок (по крайней мере, он или она хочет, чтобы все вокруг так думали), поэтому и отношения с подростком нужно строить ПАРТНЕРСКИЕ. Это значит, что директивный стиль взаимоотношений типа «как я сказал, так и будет» можно с почестями похоронить. Важно предоставлять информацию и факты, а выводы подросток будет делать сам. Многие «капризы» подростков можно понять и принять, если знать психологическую подоплеку их поведения.
2. Общение со сверстниками необходимо подросткам как дыхание, и они чувствуют себя неполноценными, если это стремление остается не реализованным. Очень важно, чтобы подростка была возможность встречаться с друзьями дома. Даже если у подростка нет собственной комнаты, предоставьте ему «крышу» для общения со сверстниками. И тогда дом для детей станет самым притягательным местом.
3. Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. К примеру, заявления родителей, чтобы дочь не переступала порог дома, если с ней случится беда (ранняя беременность, изнасилование, опыт употребления наркотиков), могут обернуться трагедией. Вообще, подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, он уходит сам.
4. Старайтесь вместе решать, как проводить досуг. Если свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Подростки готовы посещать любые секции за компанию с приятелем или одноклассником. Организуйте такую компанию, пусть даже для этого вам придется заплатить за абонемент друга или подружки. Все-таки бассейн или секция каратэ - это гораздо лучше, чем «беспризорный» досуг.
5. Старайтесь принимать любые откровения подростка как признак огромного доверия к вам. Выслушивайте подростка всегда, особенно если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!» Не отбивайте у подростка желания советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.
Что делать, если подросток уже ушел из дома или такая ситуация повторяется из раза в раз?
6. Не пытайтесь решить проблему силовыми методами. Некоторые замещающие родители, боясь очередного побега, прячут вещи подростка, запирают его в квартире и т.д. В этом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому драконовские меры могут только усилить желание подростка вырваться из дома.
Необходимо проанализировать, почему подростку было неуютно с вами. Быть может, что-то изменилось в отношениях взрослых? Тогда стоит подумать, как оградить подростка от своих взрослых проблем.
Ситуация действительно нестандартная, поэтому вам может потребоваться помощь психотерапевта. Хорошо, если вы найдете «узкого» специалиста, который не первый год работает с детьми и подростками. И, конечно, замечательно, если на прием к нему вы придете вместе с ребенком. Всевозможных психологических центров и консультаций сейчас достаточно, поэтому можно обратиться к нескольким специалистам, чтобы найти наиболее близкого по убеждениям. Не пытайтесь заманить ребенка в кабинет психотерапевта обманом. Помните, что дети очень хорошо чувствуют ложь взрослых и непоследовательность родителей принимается ими за образец поведения.
Пять качеств необходимые в общении с ребенком, склонным к бродяжничеству:
-терпение. Это самая большая добродетель какая только может быть у педагога, родителя;
-умение объяснять. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте кратким;
-неторопливость. Не спешите наказывать ребенка, разберитесь в причинах поступка;
-щедрость. Похвалите ребенка за хорошее поведение, побуждайте его желание еще раз услышать вашу похвалу;
-оптимизм. Воспитывайте уверенность в ребенке, поддерживайте в неудачах – он будет чувствовать себя личностью.