Школа Правового Просвещения
10 декабря 2020 года в школе для учащихся VIII-XI классов прошел день информирования по теме: «Буллинг в подростковой среде: причины и последствия»
Цель данного мероприятия:
- повышение толерантности и эмпатии, профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.
Задачи :
- снижение агрессии и враждебных реакций подростков;
- развитие умения работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения;
- оптимизация межличностных и межгрупповых отношений;
- изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.
Для учащихся были проведены обучающие тренинги, практические занятия, психологические игры, круглые столы, дискуссии, в ходе которых с учащимися был проведен «Опросник по буллингу» (оценка себя, опрос проводился анонимно), сформулировано понятие «буллинг», с помощью презентации «Буллинг-что это?», учащиеся определили какие существуют разновидности травли, выявили причины и мотивы буллинга, влияние его и последствия.
Выполнили упражнения: «Ассоциации к слову «буллинг», «Любовь и злость», «Поиск позитива», «Цепочка решений», «Карта желаемых чувств», «Спасибо за прекрасный день», работали над памяткой «Психологический портрет участников буллинга», составили алгоритм действий при буллинге, разыграли сценку «Безмолвный крик», обсудили анимационный фильм «Травле-НЕТ!», поиграли в игру «Спускаем пар», «Рука помощи».
Классные руководители рассказали учащимся, что делать, если они оказались жертвой травли. В первую очередь искать поддержку. Пробовать заводить дружбу с теми одноклассниками, которые более сдержано себя ведут. Очень важно иметь друзей, которые поддержат, посочувствуют и смогут встать на защиту. Обращаться за помощью к взрослым.
Буллинг не исчезнет сам по себе. Помочь могут только взрослые: родители, педагоги и администрация школы, инспектор ИДН. Кроме того, заверили учащихся в том, что подобное поведение будет наказано. За это в Республике Беларусь предусмотрена уголовная (ст.208. Вымогательство, ст.216. Причинение имущественного ущерба, ст. 188. Клевета, ст.185. Принуждение, ст.189. Клевета и т.д.) и административная ответственности (ст.9.1. Умышленное причинение телесного повреждения, ст.9.2. Клевета, ст.9.3. Оскорбление, 10.7. Причинение имущественного ущерба, 17.1. Мелкое хулиганство и т.д.
Классные руководители посоветовали в кризисной ситуации обратиться к специалистам по телефону доверия получить реальную помощь из сложившейся ситуации. Всем учащимся были вручены листовки с телефонами доверия.
Информационный материал:
Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников. Поклонники американского кино могут вспомнить на эту тему фильм «Кэрри» по роману Стивена Кинга, где главная героиня из-за своей неординарной внешности и психологических особенностей становится объектом издевательств и злых шуток сверстников.
Все это - о буллинге в школе - травле, запугивании, третировании. Слово - новое, явление - старое. По данным ООН за 2006 год, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растёт. В средствах массовой информации мы всё чаще встречаем пугающие заголовки: «подростки выложили в сеть видео с избиением одноклассника», «девочка покончила жизнь самоубийством из-за травли в школе».
Проблема буллинга - современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы.
Понятие «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля) появилось еще в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.
Буллинг - это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.
Какие существуют виды буллинга?
- физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);
- вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;
- социально-психологический - буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);
- экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;
- кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг - травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза.
Появилось даже такое понятие как буллицид – сиуцид, совершенный из-за травли в интернете. Самый известный случай произошёл в США в 2006 году. Мать вместе с тринадцатилетней дочерью осуществляла травлю несовершеннолетней знакомой в социальной сети MySpace под фальшивым профилем. Девушка не выдержала издевательств и покончила жизнь самоубийством.
В чем особенности современного буллинга?
В первую очередь в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем или ником можно написать любому человеку всё, что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности – что они не понесут ответственность за свои деяния. Школьники отправляют агрессивные или неприличные видео и фото, пишут оскорбительные комментарии.
Причины буллинга
Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?
Причин на самом деле много. Разделим их на группы:
- педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребенок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё;
- психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);
- социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);
- семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).
К мотивам буллинга можно отнести:
- зависть;
- месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);
- самоутверждение в коллективе;
- стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;
- желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.
В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга.
Поговорим о каждой из этих ролей.
Жертва
Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:
- с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.);
- неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой;
- с особенностями внешности (веснушки, полнота/худоба и др.);
- с низким интеллектом и проблемами в учебе;
- «любимчики» учителей или наоборот изгои.
Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.
Агрессор
Потенциальный буллер – это человек:
- с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;
- стремящийся быть в центре внимания любой ценой;
- агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;
- чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.
Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.
Наблюдатели
Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.
Либо наблюдатель встает на защиту жертвы, сам оказываясь под ударом и рискуя стать новой жертвой (вспомните мальчика из фильма «Чучело», защищавшего Лену Бессольцеву).
Либо наблюдатель занимает пассивную позицию, никак вмешиваясь в конфликт.
И третий вариант, когда наблюдатель активно поощряет агрессора и спустя какое-то время присоединяется к нему.
Влияние буллинга на его участников и последствия
Теперь давайте проследим влияние школьного буллинга на каждого из его участников.
Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же, ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». В дальнейшем это приводит к ещё большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность качеств, девиантному поведению и как следствие - постановке на учет в Комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.
Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.
И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.
Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.
У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства:
частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.
Плюс к этому - депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.
И самые серьёзные реакции на буллинг - это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам .
Теперь хочется обратиться к детям:
Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.
Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.
Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.
Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя виноватыми.
Ребята! Вы только начинаете жить, а в современной жизни можно встретить не только хорошее, но и много злого, жестокого, неправильного. Учитесь быть сильнее зла, говорить «нет», когда вас заставляют сделать что-то нехорошее, давать отпор обидчику, не теряя при этом собственного достоинства. Найдите себе друзей по интересам, общайтесь с теми, кто будет уважать и ценить вас.
Рефлексия
Итак, давайте попробуем с вами освоить то, что поможет нам противостоять обидчику.
Психологический тренинг.
Перед вами чистые листочки и ваша задачи сейчас анонимно перечислить 3 существительных, которые являются ответом на вопрос «Кто я?». (Например: ученик, парень, девушка, спортсмен и т.д.)
Далее учитель собирает листики с ответами учеников и выборочно зачитывает вслух. В идеале на первое место ученики должны поставить «ЛИЧНОСТЬ» Акцент делается на том, что все люди разные и каждый из нас -уникален, каждый ЛИЧНОСТЬ. Поэтому никому не позволено унижать достоинство другого человека.
Бороться с обидчиками трудно, но помните, что НЕ вы представляете проблему, а буллинг. И вы имеете право чувствовать себя в безопасности. Если вы чем-то отличаетесь от толпы, гордитесь этим! Стойте на своем! Проводите время с друзьями, а те, кто стремится унизить и задеть других, пусть остаются в стороне. Не примыкайте к ним, чтобы казаться своим! Не уподобляйтесь тем ребятам, которые не просто занимаются буллингом, а снимают издевательства над жертвами на мобильные и выкладывают в интернет.
Игра «Рука помощи».
Ученикам раздать чистые листы А4 и попросить перерисовать свою ладонь. Далее на каждом из пальцев, кроме большого, ученики перечисляют те личностные качества, которыми они обладают. Затем попросить их поменяться «ладонью» с соседом. На контуре большого пальца своего соседа детям предлагается написать то качество, которое они хотели бы подарит своему другу и которое призвано помочь противостоять обидам. Далее выборочно зачитывают свои качества и те, которые им «подарили».
Теперь вы знаете всё или почти всё о буллинге в школе. Да, современный мир действительно жесток и опасен. И главная опасность заключается в нас самих. Поэтому нельзя закрывать глаза на происходящее. При малейших признаках буллинга - бейте тревогу, ищите пути помощи и разрешения ситуации.
И в заключении – видеоролик о том, как важно вовремя помочь ребёнку, оказавшемуся жертвой травли, вовремя защитить, не опоздать….