22 сентября 2021 года – «Безопасность и здоровье с устойчивой мобильностью»
Пандемия изменила привычный ритм жизни городов. Несмотря на все сложности, с которыми мы столкнулись, организаторы акции обращают внимание и на положительные моменты: на улицах стало меньше транспорта, очистился воздух, люди стали больше задумываться о своем здоровье, особенно об органах дыхания. Опыт удаленной работы, полученный многими, еще раз показал, что автомобиль – не такая уж и необходимость. Важно не просто преодолеть проблемы, вызванные пандемией, но и вынести из нее уроки. Не просто вернуться к обычной жизни, но и сделать ее лучше, устойчивее и здоровее.
Европейская неделя мобильности проходит ежегодно 16-22 сентября.
Задача акции – обратить внимание людей на проблемы передвижения в городе. При проектировании городов никто не ожидал, как вырастет население, и каких масштабов достигнет автомобилизация. Планировка улиц и кварталов, особенно в центре города, просто не рассчитана на то количество людей и транспорта, которые сейчас там каждый день находятся. Недостаточно развитая или неудачно организованная система общественного транспорта только усугубляет эту проблему. Свой негативный вклад вносят и сами жители: далеко не всегда использование личного авто – насущная необходимость. Избыточное количество машин не просто вредит окружающей среде, на дорогах образуются пробки, и часто воспользоваться общественным транспортом, а то и вовсе дойти до своей цели пешком или доехать на велосипеде становится не только здоровее и экологичнее, но и быстрее и удобнее.
В прошлом году к неделе мобильности присоединились 53 страны мира. Беларусь впервые приняла участие в акции в 2008 году, и уже 84 города страны участвуют в ежегодной инициативе. Традиционный элемент 22 сентября – городские велопробеги, в Минске и ряде других городов водителям в этом день предлагают бесплатный проезд в общественном транспорте.
День без автомобиля нужен не только для того, чтобы выразить свою озабоченность экологией городов или же проблемами городской инфраструктуры. Этот день дает нам возможность по-другому посмотреть на свой ежедневный распорядок.
Каков же вклад транспортных средства в загрязнение воздуха?
В Беларуси более 3 миллионов личных легковых автомобилей. В среднем на 1 тысячу человек приходится 320 машин. По насыщенности легковыми авто лидируют Гродненская и Минская области – 363 и 342 машины на тысячу жителей соответственно.
Именно автотранспорт – один из основных источников загрязнения городского воздуха. До 99 процентов всех аэрозолей или вредных газов в воздухе – продукты работы двигателей внутреннего сгорания. И это не просто теоретические расчеты
Мониторинг качества атмосферного воздуха в Беларуси проводит Белгидромет. Пункты наблюдения расположены в 19 промышленных городах страны, и определяют концентрацию основных загрязняющих веществ (твердые частицы, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота и др.). Концентрацию загрязняющих веществ в воздухе городов можно посмотреть онлайн.
Очевидно, что ухудшение экологической обстановки угрожает здоровью населения. Совершенствование топливных систем, внедрение транспорта, использующего более экологичное топливо – первые шаги к улучшению ситуации. Однако даже электромобили в современном мире не могут серьезно повлиять на выбросы углекислого газа.
Согласно данным, приведенным инжиниринговой компанией Ricardo, занимающейся исследованиями и разработками в автомобильной промышленности, при производстве одного электромобиля выброс эквивалента СО2 в атмосферу даже выше, чем при производстве традиционного автотранспорта – 8,8 тонны против 5,6 соответственно.
Почти половина вреда экологии приходится на производство батарей.
Кроме того, в большинстве стран Европы значительная доля электроэнергии вырабатывается за счет ископаемого топлива. Таким образом, даже после полного перехода на электротранспорт реального улучшения ситуации не достичь без использования «зеленых» источников энергии.
Показателен пример Норвегии. Страна не просто планирует к 2025 году перейти на электротранспорт, более 90% энергии в ней вырабатывается на гидроэлектростанциях, что делает электрокары в Норвегии действительно экологичными.
Электромобили составили треть всех новых машин, проданных в Норвегии в 2018 году.
По этим причинам в день без автомобиля можно задуматься о популяризации других видов транспорта, таких, например, как велосипед.
Велосипеды предоставляют целый ряд преимуществ, о которых многие даже не задумываются. Прежде всего, это отличный способ сохранить здоровье и заняться спортом. Сменив машину на велосипед, например, по дороге на работу, вы сможете добавить в свой распорядок дня немного упражнений и подышать свежим воздухом.
Лучший способ отметить Всемирный день без автомобиля – просто не пользоваться своим автотранспортом. Если вам нужно куда-то пойти, прогуляйтесь или прокатитесь на велосипеде. Если у вас есть скейтборд или электросамокат, используйте его. Или же просто воспользуйтесь общественным транспортом.
День без автомобилей организован в разных городах мира по-разному, но с общей целью – уменьшить количество автомобилей на улицах. Выгода для общества в целом – это день без пробок на дорогах, помощь окружающей среде, а также снижение спроса на бензин.