«Школа Активного Гражданина» 25.11.2021
25.11.2021 в школе для учащихся VIII-XI классов прошел день информирования по теме: «Гордость за Беларусь. Всегда на связи» (о достижениях в области информационно-коммуникационных технологий)
Учащиеся познакомились с содержанием информационных блоков:
• «Цифровые технологии на службе человека»;
• «Интернет как источник информации и средство связи: преимущества и недостатки».
В целях визуализации данной информации инициативная группа учащихся подготовила мультимедийную презентацию, используя информационные материалы.
В качестве информационной основы мероприятий «ШАГа» были использованы:
- учебные издания: пособие «Гордость за Беларусь» (Глава 4. Связь),
- учебное наглядное пособие «Гордость за Беларусь» (Плакат 5). Электронные версии данных учебных изданий размещены на национальном образовательном портале (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Организация воспитания);
- презентация Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021 – 2025 годы (https://mpt.gov.by/ru/gosudarstvennayaprogramma-cifrovoe-razvitie-belarusi-na-2021-2025-gody);
- «Как справиться с грубостью в интернете» (https://mir.pravo.by/upload/pdf/kak-spravlyatsya-s-grubostyu-v-internete.pdf).
Час информирования в классах прошёл в форме круглого стола, дискуссий, «Информация +», информационного ринга.
Блок «Цифровые технологии на службе человека».
В фокусе обсуждения:
- связь как отрасль экономики Беларуси и ее развитие, цифровая экономика, информационно-коммуникационные технологии, роль связи в производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и транспортом;
- удовлетворение культурно-бытовых потребностей;
- информационная осведомленность населения;
- потребность в высококачественных услугах связи;
- широкополосный доступ в сеть Интернет;
- информационные технологии в системе здравоохранения, образования; электронные образовательные ресурсы;
- почтовая деятельность;
- волоконно-оптические линии связи.
В ходе открытых диалогов учащиеся совместно с классными руководителями обсудили актуальные вопросы:
- Что представляет собой связь как отрасль экономики Беларуси?
- Как вы считаете, почему в Беларуси уделяется особое внимание данной отрасли?
- Что свидетельствует об успешном развитии отрасли связи в Беларуси?
- Какие достижения информационно-коммуникационных технологий активно внедряются в Беларуси и доступны для массового пользования гражданами нашей страны?
- Что представляет собой электронное правительство? Какими услугами электронного правительства пользуются ваши родители?
- Какую роль в обеспечении качества связи играют РУП «Белпочта» и РУП «Белтелеком»? Какими услугами данных предприятий вы пользуетесь?
- Специалисты каких профессий работают на предприятиях «Белпочта», «Белтелеком»?
- Какие учреждения образования в стране (вашем регионе) готовят данных специалистов?
Блок «Интернет как источник информации и средство связи: преимущества и недостатки».
В фокусе обсуждения: Интернет в жизни человека; информационная культура, доступность информации; «компьютерная преступность»;
информационная безопасность, умение отличать достоверные сведения от недостоверных; компьютерная грамотность; ответственное отношение к защите и безопасности личных данных; виды киберпреступности; меры защиты от нежелательной информации и контактов в соцсетях.
Вопросы для обсуждения:
- Какое место в жизни современного человека занимают Интернет и информационные технологии?
-Приведите примеры ситуаций, когда обращение к современным средствам связи помогало вам оперативно решать имеющиеся вопросы.
- Какие опасности подстерегают пользователей Интернет? С какими сталкивались вы и ваши близкие, знакомые?
- Какие категории пользователей Интернетом являются наиболее уязвимыми для злоумышленников?
- Как не стать жертвой киберпреступников?
- Как, по вашему мнению, виртуальная сеть может влиять на реальную жизнь? Аргументируйте свой ответ.
- Какими, на ваш взгляд, должны быть правила безопасного пользования Интернетом?
В ток-шоу «100 вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии» принимал участие: Евгений Капба, редактор отдела Речицкой районной газеты «Дняпровец».
Евгений для общения с ребятами выбрал групповую дискуссию:
- Сейчас, вероятно, нет такого человека, который пользовался интернетом и не был бы зарегистрирован на каком-либо сайте. У каждого есть своя почта и аккаунт в социальной сети. Социальная сеть –платформа, онлайн-сервис и веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете. На данный момент многие считают, что в ближайшем будущем сети станут важным спутником большинства людей; возможно, в них перекочуют многие СМИ, однако количество сетей может сократиться и укрупниться.
Обсуждение:
-Какими социальными сетями вы пользуетесь?
-Что они позволяют вам делать?
-Какими преимуществами обладают для вас определенные сети? (например: вконтакте, фейсбук, твиттер, инстаграм, одноклассники – найти сходство и различия)
-Что относится к положительным сторонам соцсетей?
-Что относится к отрицательным сторонам соцсетей?
Затем Евгений провел «мозговой штурм»: мешают ли социальные сети вашей повседневной жизни? (если да, то каким образом).
Учащиеся называли опасности с которыми лично столкнулись в интернете: оскорбления, вирусы, мошенники, постоянное пребывание в сети, неадекватные люди, угрозы, преследования, угрозы, деструктивные группы и игры, игромания и т.д.
Многие ребята говорили о том, что к сетям сильно привыкаешь и начинаешь зависеть от них, в своем роде это некий наркотик; в твоей голове сидит «червячок», который постоянно напоминает, что нужно зайти, проверить, ответить, выложить, написать и т.д.; есть люди, которые уже просто живут в этих сетях, путая виртуальность с реальностью, что ведет к деградации личности; вместо работы и отдыха люди «убивают» много времени на сидение в Интернете без какой-либо пользы для себя, это влияет на здоровье – на зрение, нервную систему, сон, и т.д.; снижает работоспособность и качество работы.
Общим было мнение , что сети не заменят живого человеческого общения: смайлики не могут выражать настоящих эмоций, ощущений и настроений. Евгений подвел итог:
-Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
-Подумайте, как изменился бы ваш образ жизни, если бы не стало Интернета. Что исчезло бы из вашей жизни, что появилось бы?
Учащимся было предложено составить:
- «облако слов», демонстрирующее развитие информационно-коммуникационных технологий в Беларуси;
- плакат-памятку «Как не стать жертвой киберпреступления».
Сташук Ирина и Пинчук Виктория, учащиеся 7-х классов, исполнили для присутствующих акробатический танец «Пляска проводов».
Заседание Школы Активного Гражданина прошло в атмосфере доброжелательности и взаимного интереса.